Указ Президента РФ о мерах противодействия коррупции
19 мая 2008 года N 815
В целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, постановляю: 


1. Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (далее — Совет). Председателем Совета является Президент Российской Федерации.
2. Установить, что:
а) основными задачами Совета являются:
— подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
— координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
— контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;
б) Совет для решения возложенных на него основных задач:
— запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
— приглашает на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений.
3. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.
Для реализации решений Совета могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.
4. Утвердить прилагаемый состав Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
5. Образовать для решения текущих вопросов деятельности Совета президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
Председателем президиума Совета является Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.
6. Утвердить прилагаемый состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
7. Установить, что:
а) президиум Совета:
формирует повестку дня заседаний Совета;
рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета;
создает рабочие группы (комиссии) по отдельным вопросам из числа членов Совета, а также из числа представителей иных государственных органов, представителей общественных объединений и организаций, экспертов, ученых и специалистов;
рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих: государственные должности Российской Федерации, названные в подпункте «а» пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1066; должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов;
б) заседание президиума Совета ведет председатель президиума Совета либо по его поручению один из членов президиума Совета;
в) для реализации решений президиума Совета могут даваться поручения Президента Российской Федерации;
г) решения президиума Совета оформляются протоколами.
8. Установить, что председатель президиума Совета:
а) формирует повестку дня заседаний президиума Совета;
б) определяет направления деятельности созданных президиумом Совета рабочих групп (комиссий), а также утверждает их руководителей;
в) организует обеспечение деятельности Совета, решает организационные и иные вопросы, связанные с привлечением для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ представителей общественных объединений, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов;
г) докладывает Совету о ходе реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, и иных мероприятий в соответствии с решениями Совета.
9. Председателю президиума Совета в месячный срок представить проект Национального плана противодействия коррупции.
10. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 129 «Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 6, ст. 731);

Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2007 г. N 1068 «О продлении срока деятельности межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 34, ст. 4210).

11. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

Д. А. МЕДВЕДЕВ 

Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы

Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы утвержден Указом Президента РФ от 29.06.2018 N 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы», который опубликован  на официальном интернет-портале правовой информации 30.06.2018  за номером : 0001201806300002.

Национальным планом противодействия коррупции (далее Национальным планом)  предусмотрены мероприятия, направленные на решение следующих основных задач:

  • совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
  • обеспечение единообразного применения законодательства РФ о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
  • совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
  • совершенствование порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход РФ имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы;
  • обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;
  • совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц;
  • систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции;
  • повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного авторитета России.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» 

Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора…….

Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции
1. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
2. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
3. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Уголовный кодекс Российской Федерации 
Статья 159. Мошенничество
1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием….
Статья 159.4. Мошенничество в сфере предпринимательской деятельностиСтатья 201. Злоупотребление полномочиями
1.    Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства…Статья 204. Коммерческий подкуп
1.    Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением…..Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства……
Статья 290. Получение взятки
1.    Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение
действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе….Статья 291. Дача взятки
Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве
1.    Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере….Статья 292. Служебный подлогСтатья 304. Провокация взятки либо коммерческого подкупаСтатья 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Трудовой кодекс Российской Федерации 
Статья 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ)
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За невыполнение требований и (или) нарушение запретов, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ, трудовой договор с вышеуказанной категорией работников может быть расторгнут по инициативе работодателя в связи с утратой доверия по пункту 7.1 части 1 статьи 81 ТК РФ. Указанное положение применяется в случаях:
1) непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
2) непредставления либо представления неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруга (супруги), несовершеннолетних детей).
С 19 мая 2013 г. расширен перечень требований, за нарушение которых трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 ТК РФ (статья 11 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ). Теперь работники, занимающие определенные должности, подлежат увольнению, если они (их супруги, несовершеннолетние дети):
— имеют счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации;
— хранят наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации;
— владеют и (или) пользуются иностранными финансовыми инструментами.

Горячая линия Министерства образования и 
науки Хабаровского края  по вопросам 
пресечения незаконных сборов денежных средств:  8 (4212) 46-41-84, 
8 (4212) 46-41-51, 
 8 (4212) 46-41-52. 

О предупреждении коррупции в Хабаровском крае 
(с изменениями на 23 ноября 2016 года)Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона
Настоящий закон в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» устанавливает основы предупреждения коррупции на территории Хабаровского края (далее — край).
Статья 2. Основные понятия
Основные понятия, используемые в настоящем законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации в области противодействия коррупции.
Статья 3. Задачи по предупреждению коррупции в крае
Наряду с задачами по предупреждению коррупции, установленными федеральными правовыми актами, задачами по предупреждению коррупции в крае являются:
1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее распространению;
2) формирование нетерпимости граждан к коррупционным действиям;
3) вовлечение граждан в реализацию основных направлений предупреждения коррупции.
Статья 4. Меры по предупреждению коррупции
Наряду с мерами по предупреждению коррупции, установленными федеральными правовыми актами, мерами по предупреждению коррупции в крае являются:
1) разработка и реализация мероприятий по предупреждению коррупции в крае в рамках государственной программы края; (Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2016 года Законом Хабаровского края от 23 ноября 2016 года N 220.
2) создание и функционирование комиссии по координации работы по противодействию коррупции в крае; (Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2016 года Законом Хабаровского края от 23 ноября 2016 года N 220.
3) осуществление антикоррупционной пропаганды;
4) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) края;
5) информирование о деятельности органов государственной власти края;
6) создание условий для сообщения гражданами информации о злоупотреблениях должностным положением;
7) правовое регулирование исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг;
8) создание экспертных органов по предупреждению коррупции.
Статья 5. Мероприятия по предупреждению коррупции в крае
Мероприятия по предупреждению коррупции в крае разрабатываются и реализуются в соответствии с основными направлениями государственной политики в области противодействия коррупции в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.
Статья в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2016 года Законом Хабаровского края от 23 ноября 2016 года N 220.
Статья 6. Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в крае
Порядок формирования и деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в крае определяется Губернатором края.
Статья в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2016 года Законом Хабаровского края от 23 ноября 2016 года N 220.
Статья 7. Антикоррупционная пропаганда
1. Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти края, осуществляемую через средства массовой информации, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам предупреждения коррупции, воспитания гражданской ответственности, укрепления доверия граждан к власти.
2. Антикоррупционная пропаганда осуществляется через телевизионные и радиовещательные компании, средства массовой информации, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», путем выпуска и распространения книг, брошюр, буклетов и иных печатных изданий, содержащих антикоррупционные материалы, а также в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации формах. (Часть изменена Законом Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 137.
Статья 8. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) края
1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) края осуществляется в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), принятых (рассматриваемых) Законодательной Думой края, устанавливается Законодательной Думой края.
3. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Губернатора, Правительства и органов исполнительной власти края устанавливается Правительством края.
4. Граждане и юридические лица могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) края.
Статья 9. Информирование о деятельности органов государственной власти края
Информирование о деятельности органов государственной власти края осуществляется следующими способами:
1) опубликование органами государственной власти края информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение органами государственной власти края информации о своей деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
3) размещение органами государственной власти края в местах массового пребывания людей информации о своей деятельности;
4) присутствие граждан, представителей организаций, общественных объединений на заседаниях органов государственной власти края;
5) предоставление органами государственной власти края информации по запросам физических и юридических лиц в установленных законом порядке и случаях;
6) освещение деятельности должностных лиц органов государственной власти края посредством их выступлений в средствах массовой информации, участия в информационно-просветительских программах, пресс-конференциях, проведения «горячих линий».
Статья 10. Создание условий для сообщения гражданами информации о злоупотреблениях должностным положением
В целях создания условий для сообщения гражданами информации о злоупотреблениях физических лиц своим должностным положением органами государственной власти края организуется:
1) прием обращений граждан по «телефонам доверия»;
2) прием электронных обращений граждан на официальных сайтах органов государственной власти края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (Пункт изменен Законом Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 137.
Статья 11. Правовое регулирование исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг
В целях обеспечения антикоррупционности административных процедур, исключения возможности возникновения коррупционных факторов и повышения открытости своей деятельности органами исполнительной власти края разрабатываются нормативные правовые акты, регламентирующие исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг.
Статья 12. Экспертные органы по предупреждению коррупции
1. Органы государственной власти края могут создавать экспертные органы по предупреждению коррупции из числа специалистов по проблемам коррупции, в состав которых могут входить представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных, образовательных и иных организаций, а также граждане.
2. Полномочия, порядок формирования и деятельности экспертных органов по предупреждению коррупции, их персональный состав утверждаются органами государственной власти края, при которых они создаются.
Статья 13. Финансовое обеспечение реализации мер по предупреждению коррупции в крае
Финансовое обеспечение реализации мер по предупреждению коррупции в крае осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Председатель Законодательной Думы Хабаровского края
А.Б. Островский 

Обсуждение закрыто.

Top