ПРОЕКТ
«СТАНЬ СТАРШИМ ДРУГОМ»
проект индивидуального наставничества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
На данный момент в нашем учреждении 27 воспитанников. Большинство из них (25 человека)– подростки старше 11-и лет. 22 человека старше 14 лет.
Большинство детей-сирот в детском доме по разным причинам (ограниченные возможности здоровья, возраст) не могут быть усыновленными или принятыми в замещающую семью. У детей старше семи лет шансы обрести приёмных родителей резко снижаются. Желающих усыновить или взять в приёмную семью подростка — единицы.
Детям-сиротам трудно общаться с людьми вне детского дома, они закомплексованы и стеснительны, привыкли к административно-командной форме деятельности. Многим выпускникам детских домов свойственны черты иждивенчества, привычка жить на всем готовом, неграмотность в решении материальных проблем, вопросов собственности, экономики, которые касаются их лично.
Когда ребенок выходит из детского дома, он подготовлен к бытовому самообслуживанию, но совершенно не приспособлен к жизни: получает квартиру, но не может жить один – в детском доме в комнате с ним рядом постоянно находилось четыре-пять человек; он не знает, как расходовать деньги; не достаточно разбирается в людях, т.е. имеет малое представление о жизни за стенами детского дома. Поэтому детдомовцы часто становятся жертвами мошенников и криминальных структур, а от одиночества и непонимания находят утешение в алкоголизме, наркомании, противоправных действиях.
У большинства из нас были когда-либо значимые люди: родственники, соседи, друзья родителей, тренера, руководители, учителя. Эти люди повлияли на наш выбор ценностей, жизненных принципов. Они были для нас примерами, защитниками, советчиками, и просто друзьями. У воспитанников детских домов шанс обрести настоящего друга, который его поддержит и подскажет в трудной ситуации, очень мал.
Чтобы показать ребенку жизнь за пределами детского дома, мы разработали проект наставничества «Стань другом», объединяющий неравнодушных взрослых и подростков, нуждающихся в поддержке. По условиям проекта наставник посещает воспитанника не реже одно раза в неделю. На этих встречах пары общаются, проводят вместе досуг, Наставники помогают в учёбе, передают свой жизненный опыт, служат опорой и поддержкой, помогают в развитии и формировании бытовых навыков.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни через индивидуальное общение с волонтером-наставником.
Наставник – это человек, который становится для ребенка значимым, который хочет и может посвящать ему свое время, знания и силы.
Цель Наставника:
- обучить ребенка навыкам самостоятельной жизни в обществе;
- привить культурные, духовные и моральные ценности;
- помочь развить свой потенциал и определить жизненные цели;
- стать ему верным другом и опорой в любых ситуациях.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Привлечь общественность к участию и заботе о детях-сиротах и детях, лишённых родительского попечения, находящихся в детском доме;
- Подготовить детей-сирот к самостоятельной жизни после их выхода из учреждения, обучить навыкам самостоятельной жизни в обществе
- Найти нуждающемуся ребёнку-сироте Наставника, который будет сопровождать его в дальнейшей жизни.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: долгосрочный
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы | Мероприятие |
Информационная кампания | 1.Размещение информационного плаката в учреждениях, предприятиях через социальных партнёров
|
2.Размещение информации о проекте в социальных сетях.
|
|
3.Создание радела на сайте учреждения, где можно оставить онлай-заявку на участие в проекте, создание эл.почты | |
4.Подготовка статьи в газету «Сельская новь» | |
5.Круглый стол с педагогами детского дома | |
6.Освещение деятельности по проекту на сайте учреждения | |
Обучение воспитателей и педагогов | 1.Методический семинар для воспитателей и педагогов детского дома «Правила взаимодействия с наставниками» |
Отбор участников проекта | 1.Информационная встреча с участниками проекта |
2.Первичная оценка взрослых участников | |
3.Определение целевой группы воспитанников | |
Школа Наставников | 1.Психологические тренинги |
2.Совместные мероприятия наставников и воспитанников | |
3.Углублённая оценка взрослых участников проекта. | |
4.Вручение Сертификатов и Дневников Наставника. | |
Заключение Соглашения о наставничестве | 1.Формирование пар «Воспитанник-Наставник» |
2.Подготовка воспитанников к индивидуальному наставничеству | |
3.Подготовка воспитателей к взаимодействию с Наставниками | |
Сопровождение сформированных пар,
мониторинг и оценка эффективности |
1.Интервизия |
2.Мониторинг | |
3.Оценка эффективности | |
4.Организация работы Клуба Наставников. |
МЕХАНИЗМ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ:
- Заполнить on-line заявку. Нажать сюда, чтобы начать заполнение формы заявки. Заявка будет получена кураторами, которые свяжутся с заявителем в ближайшее время и предложат время для проведения первого интервью.
- Первое интервью. На первом интервью кураторы и руководитель Проекта подробно расскажут о Проекте, ответят на вопросы по Проекту, и помогут определиться с тем, насколько Проект наставничества подходит для заявителя. Первое интервью включает в себя:
- Анкетирование.Анкетирование включает в себя ряд вопросов, которые позволяют поближе познакомиться, например, определить в какой области у заявителя есть способности, какие занятия его больше всего интересуют и так далее.
- Психологическое тестирование. По результатам тестирования составляется психологический портрет будущего Наставника и проводится анализ, с целью выявления проблем, которые могут помешать позитивно общаться с ребенком.
- Необходимые документы. Для участия в Проекте необходимо предоставить следующие документы:
- Справки: справка из психоневрологического диспансера о состоянии психического здоровья, справка из органов внутренних дел об отсутствии судимости и результаты флюорографии.
- Копию паспорта
- Школа наставников.После прохождения интервью и сбора соответствующих документов, необходимо посетить занятия в Школе Наставников. Специалисты (кураторы и психолог) расскажут об особенностях общения и отношений Наставника и Воспитанника, проведут совместные тренинги.
- Участие в совместной деятельности. После прохождения Школы Наставников, необходимо участие в мероприятиях, которые проводят кураторы, с целью установления контакта с воспитанниками.
- Подписание соглашения и сопровождение.Соглашение подписывает Наставник, директор детского дома и куратор проекта и действует в течение одного года. На протяжении всего периода отношений «Воспитанник-Наставник» куратор и психолог Проекта оказывают любого рода помощь и поддержку. В течение участия в Проекте необходимо принимать участие в интервизиях 1 раз в месяц и вести Дневник Наставника.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Наличие Наставника у большинства воспитанников детского дома.
- Развитие нового направления индивидуального наставничества «Наставник в период постинтерната у выпускников детского дома»
- Популяризация формы индивидуального наставничества.
- Личностные изменения воспитанников:
— улучшение внутреннего психологического комфорта подростков;
— повышение самооценки, уверенности;
— повышение уровня коммуникативных и социальных навыков;
— более четкие реалистичные представления подростками по поводу выбора своей — будущей профессии, о своём будущем;
— сформированное ответственное поведение и самостоятельность
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА:
1.План реализации проекта
2.Анкета участника Проекта
3.Психологические тесты
4.Положение о Наставнике
5.Соглашение о наставничестве
6.Дневник Наставника
7.Правила взаимодействия Воспитателя и Наставника
8.Литература:
- Василина Степанова «Методическое пособие для репетиторов и наставников, сопровождающих детей-сирот в детских домах»
- Методология сопровождения наставников. Общие встречи. ПРОЕКТ НАСТАВНИЧЕСТВА ОДНА НАДЕЖДА, 2013 г.
- Руководство по организации волонтёрской программы «Старший брат, старшая сестра»
- Статьи А.Гезалова, международного эксперта по социальному сиротству