Образование

Документы

 

Аннотации к программам

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

КГБУ ДЕТСКИЙ ДОМ 32

 

Цель работы коллектива учреждения – воспитание человека с активной жизненной позицией, творчески проявляющего себя во всех сферах деятельности.

Приоритетные направления воспитательной работы:

— духовно-нравственное (Встречи с представителями творческих организаций, художественных студий, церкви, спортивных организаций, посещение краевых театров, цирка, экскурсии в краеведческий музей; организация тематических циклов бесед духовно-нравственной направленности и т.д.);

        — трудовое (Овладение специальными навыками – слесарными, столярными, кулинарными, дизайнерскими, рукодельными и т.д.);

физкультурно-оздоровительное (Спортивная работа – секции, спортивные игры, соревнования, туристические походы, в т.ч. категорийные,  участие в спортивных соревнованиях разных уровней, организация рационального питания, ЛФК, борьба с вредными привычками, летний отдых в загородных лагерях и детских центрах);

— художественно-эстетическое  (домоводство, прикладное творчество, музыкальное развитие, организация и проведение праздников, эстетика и этика общения);

Исходя из этого, перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи, которые необходимо выполнить в процессе реализации Программы  развития КГБУ Детский дом 32:

  1. Выявление и развитие творческих способностей воспитанников и развитие их во всех сферах деятельности (учебной, трудовой, спортивной, художественной).
  2. Формирование здорового образа жизни, привлечение воспитанников к систематическим занятиям спортом.
  3. Освоение педагогами инновационных педагогических технологий воспитания, обеспечивающих ребенку развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-воспитательной деятельностью.

Основное направление воспитания в Детском доме – адаптация воспитанников в современном обществе, овладение навыками практической деятельности, освоение определенных норм, выработка собственной системы ценностей, подготовка к жизни в семье.

Технологии воспитания подбираются таким образом, чтобы каждый воспитанник был вовлечен в активную учебную деятельность и досуговую деятельность, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя в Детском доме комфортно.

Исходя из цели работы Детского дома, приоритетных направлений, содержание образовательного процесса будет представлено следующими аспектами:

1.Диагностика личностных возможностей воспитанников.

2.Развитие творческих способностей воспитанников во всех сферах деятельности.

3.Сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

4.Обеспечение личностного самоопределения воспитанников.

5.Обеспечение самореализации воспитанников в различных видах учебной и социальной деятельности.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что правильно построить воспитательный процесс в Детском доме не просто. Он состоит из двух взаимосвязанных аспектов: развитие, формирование личности ребенка и коррекция, исправление негативных последствий прежней жизни. При этом необходимо добиться главного результата – разностороннего развития личности воспитанника.

Для этого нужно уделить достаточное внимание и формированию основ культуры здоровья, и привитию осознанного отношения к ценностям семейной жизни, и формированию трудовой активности, и навыкам поведения, характерного для гражданина правового демократического государства, уважающего права и свободу каждой личности. Важно суметь воспитать и патриотизм по отношению к своему народу, и уважительное и бережное отношение к историческому и культурному наследию других народов России, сформировать духовно – нравственные качества личности.

Для реализации поставленных задач необходим комплекс условий. Наряду с такими важными условиями, как финансовое и материально-техническое обеспечение, а также нормативно-правовое и научно-методическое, необходимо соблюдать и другие: открытость учреждения и его взаимодействие с ближайшей социальной средой, обеспечение условий жизнедеятельности воспитанников, приближенных к домашним, создание благоприятного психологического климата.

Дополнительное образование воспитанников осуществляют следующие педагогические работники: педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструкторы по труду (для девочек и для мальчиков), инструктор по физической культуре, педагог-библиотекарь.

Система дополнительного образования Детского дома используется для мотивации воспитанников к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности.

Дополнительное образование направлено на создание условий для развития личности каждого воспитанника, включая воспитанников группы риска, подготовку и устройство воспитанников в семью.

Для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, для формирования навыков ведения домашнего хозяйства, умения трудиться, воспитатели каждой группы проводят занятия кружков,  которые отличаются практической направленностью.

В Детском доме регулярно проводятся библиотечные часы (еженедельно по графику библиотеки).

В спортивной комнате ежедневно проводятся секционные занятия по теннису, футболу.

Воспитанники обеспечиваются необходимыми материалами для занятий вязанием, вышиванием, изготовления мягкой игрушки.

Под руководством педагогов  воспитанники участвуют в ремонте мебели в своих группах.

Педагогический коллектив постоянно предлагает воспитанникам  программу деятельности, учитывающую их интересы и потребности, создает доброжелательные взаимоотношения в группе, обеспечивает каждому воспитаннику условия для самовыражения.

 

Совершенствование воспитательной системы

Работа в детском доме отличается от работы в других образовательных учреждениях – детском саду, школе. Можно даже сказать, что у нас не работа, а уже стиль жизни, другой взгляд на привычные вещи, другое мышление. Есть два основных отличия –  большая нагрузка и огромная ответственность. Тяжелое бремя ответственности не только за жизнь и здоровье вверенных нам детей, но и за их обожженные и преданные людьми души.

Получая педагогическое образование, мы готовились работать с детьми, но наверняка не предполагали, что нам придется работать с сиротами и детьми, лишенными родительской опеки и внимания.

Мы часто, порой неосознанно, сравниваем детей детского дома с детьми, воспитывающимися в семье. И нас удивляет их неприспособленность к жизни, нежелание ничего делать, что для многих воспитанников детского дома не существует чистота, экономия, они не умеют найти выход из трудного положения,  уверены, что их проблемы должен решать кто-то другой и ждут этого.

Как часто мы педагоги злимся на то, что все наши педагогические усилия по обучению и воспитанию не дают положительного результата, обижаемся на детей, называя их иждивенцами и потребителями.

Наши дети социально и педагогически запущенны — это значит, что практически многие ребята имеют уже достаточный опыт противоправного поведения и вредных привычек, криминальное прошлое, тяжелую наследственность, определенные психические нарушения. Необходимо вкладывать свою душу, тратить свое время, силы, нервы, здоровье на чужих нам в принципе детей. Детей, которые часто бывают жестокими и злыми, и, как правило, неблагодарными… Дети, которых предали самые родные и близкие люди — родители. Они уже очень недоверчиво относятся к новым взрослым. Они как будто уже не ждут от них ничего хорошего и мстят нам, взрослым за боль и страдания, которые причинил им этот взрослый мир.

Работа воспитателя не похожа на работу учителя в школе. Блестящий учитель, прекрасно знающий свой предмет, заботится, чтобы у его учеников были хорошие и твердые знания, чтобы они без труда поступали в ВУЗы. Но вот закончился урок, факультатив, закрылась дверь школы и все.

Бытует очень поверхностное мнение, что воспитатели занимаются только бытовым сопровождением детей, на самом же деле работа воспитателя сходна с работой врача. «Не навреди!» Иногда приходится делать больно во имя спасения, часто окунаешься в такую пучину боли и человеческих страстей…

Воспитатель в детском доме — это самый главный человек, потому что именно на нем лежит ответственность за все, что происходит  в его группе. Поведение детей, учеба, чистота, организация досуга, коррекционная работа — вот  неполный перечень ключевых направлений работы воспитателя. И кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на воспитателе еще несоизмерима большая ответственность за души детей.

При оценке работы воспитателя постоянно отслеживаются два момента: насколько детям комфортно с воспитателем и насколько такое общение полезно для них.

Все признают, что только личность может воспитать личность, и что главный метод воспитания — это воспитание личным примером. Дети — наше зеркало, и они берут пример именно с нас (другого примера у них пред глазами нет). Чтобы успешно работать с детьми, нужно постоянно работать над собой.

В нашем доме работают хорошие специалисты, не надо стесняться подходить к ним и спрашивать, если в чем-то сомневаетесь, если что-то непонятно, если что-то не получается.

Нельзя работать без эмоционального принятия детей, не заслужив их доверия и не став для них авторитетом, заставляя все делать из-под палки. Можно разрабатывать методические блестящие занятия, на которых дети многому научатся, но если не научиться их заинтересовывать и увлекать, то с каждым разом их будет все труднее собрать на эти  занятия.

Основная задача детского дома – осуществлять социально-педагогическую деятельность, направленную на социальную защиту и социализацию ребенка.

Миссия нашего детского дома требует особых подходов к организации его жизнедеятельности. Детский дом рассматривается нами как целостный социокультурный организм, где весь воспитательный процесс опосредован формами социальных и межличностных отношений между всеми участниками.

В детском доме выработана концепция, согласно которой:

— «трудный» ребенок – это ребенок, которому трудно;
—  принять воспитанника таким, какой он есть;
—  создать благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка;
—  развить лучшие качества, которые заложены с рождения в каждом ребенке.

Учебно-воспитательный процесс ведется с учетом возрастных особенностей и характеристик воспитанников, с индивидуальным и дифференцированным подходом.

Центром педагогического процесса становится диалог между педагогами и подростком.

Постоянное проживание ребенка в детском учреждении требует от него преодоления разного рода трудностей, сложных ситуаций, затруднений, конструктивного разрешения конфликтов.

Таким образом, воспитанники нуждаются в педагогической поддержке, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование.

Все участники воспитательного процесса учатся жить и работать в атмосфере доброжелательности, взаимопонимания, внутреннего единства детско-взрослого сообщества.

Таким образом, в повседневной жизни детского дома создается «школа человеческих отношений» для его воспитанников, «обучаясь в которой», они приобретают новый социальный опыт.

Воспитанники детского дома, постоянно проживающие в нем, ежедневно включаются во множество различных видов деятельности, требующих коллективного, группового, индивидуального участия. Разумное чередование учебных, трудовых, интеллектуальных, художественных, спортивных видов деятельности необходимо, чтобы не возникало эмоциональной перегрузки и чтобы каждый подросток смог найти для себя интересное занятие.

Воспитательный процесс происходит во всех видах деятельности и реализуется по следующим направлениям:

·        Надзор

·        уход

·        организация досуга

·        воспитание

·        трудовое воспитание

·        коррекционно-развивающая работа

·        взаимодействие со школой

·        подготовка к самостоятельной жизни в обществе

·        профориентационная работа

·        профилактика правонарушений и преступлений

·        защита прав и законных интересов детей

Для детей в детском доме созданы оптимальные условия для развития:

·        удобные  комнаты для проживания;

·        швейный цех;

·        мастерская;

·        комната психологической разгрузки;

·        музыкальный зал;

·        библиотека;

·        ПДО;

·        тренажерный зал.

Воспитанники проживают в 4 группах, сформированных  по возрастному принципу. Каждая группа имеет свою территорию. Условия проживания приближены к домашним: дети живут по 2- 3 человека в комнате, в каждой группе имеется большая комната отдыха, душевая, туалет, кухня, оснащенная всем необходимым.        Проживание в детском доме подчинено утвержденному режиму дня для всего детского дома.

Режим проживания в группе относительно свободный: у воспитанников имеется свободное время, организованные зоны «уединения» — уголки, где ребенок может побыть один, отдохнуть от длительного пребывания в коллективе, создано «личное пространство» (у детей имеются личные полки, тумбочки, им предоставлена возможность свободного пользования личными вещами и бытовыми приборами).

В каждой группе имеются свои традиции: отмечаются дни рождения, проводятся праздники, встречи гостей, шефов.

Целенаправленная работа по созданию благоприятных условий проживания помогает сделать группу центром успешной адаптации, реабилитации и воспитания детей.

В результате продуманной воспитательной работы в группах у воспитанников отмечается высокий уровень психологического комфорта, так как удовлетворяются их жизненно важные потребности: в безопасности, любви, общении, в познании с помощью взрослых окружающего мира.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание в условиях детского дома выступает важнейшим средством социализации и освоения мира воспитанниками-сиротами.

Ребята ежедневно занимаются самообслуживанием, общественно-полезным трудом, что позволяет им приобретать санитарно-гигиенические, трудовые навыки, участвовать в благоустройстве и озеленении территории, прилегающей к зданию детского дома.

Система дополнительного образования

Воспитанникам детского дома присущи неустойчивые интересы, низкая мотивация к любой деятельности. На базе детского дома функционирует своя система дополнительного образования. В настоящее время организована работа в разнообразных кружках для того, чтобы у воспитанников имелась возможность сделать свой собственный выбор, развить свои способности.

Процесс дополнительного образования воспитанников сужает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости подростков. Воспитанники, добившиеся определенных успехов, имеют возможность участвовать в различных выставках, конкурсах разных уровней.

Профилактика асоциального поведения воспитанников

Дети, лишенные родительского попечения, наиболее склонны к бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами насилия и преступлений или быть вовлеченными в преступную деятельность. Они рано приобщаются к алкоголю, курению, проявляют асоциальное поведение в виде мелких краж, попрошайничества, вымогательства, циничного отношения к сверстникам и взрослым.

Профилактика асоциального поведения воспитанников – одна из главных задач воспитательного процесса. С целью профилактики асоциального поведения воспитанников в детском доме создан Совет по профилактике правонарушений.

Учебная деятельность воспитанников

Самый высокий воспитательный потенциал заключается в учебной деятельности, т.к. основной вид деятельности воспитанников детского дома – это обучение в образовательном учреждении. Большинство подростков практически не учились до поступления в детский дом. Затруднения в учебе вызывают впоследствии серьезные затруднения в жизнеустройстве и профессиональном самоопределении выпускников детского дома, поэтому специалисты детского дома оказывают постоянную помощь в их сопровождении в образовательном процессе, своевременно корректируют образовательный маршрут.

В каждой группе  созданы благоприятные условия для выполнения домашних заданий во время самоподготовки.

Для улучшения успеваемости, налаживания взаимодействия со школой было сделано:

— ежедневное посещение школы воспитателями;

— проводятся ПМПК в детском доме;

— проводятся советы профилактики правонарушений;

— регулярно отслеживается успеваемость, посещаемость школы воспитанниками.

 

Целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль. В процессе формирования личности воспитанника закладываются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.

Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Проблемы воспитания постоянно находятся в центре внимания педагогического коллектива Детского дома.

Нестабильность экономической жизни, неясность перспектив применения своих знаний, духовный кризис, разрушение культивировавшихся ранее идеалов и ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров, заданных обществом,  — эти и другие факторы создали существующие проблемы в воспитательной деятельности педагогов.

В такой ситуации новая воспитательная парадигма требует от педагогических работников максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности воспитанника, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

В творческих объединениях, секциях, кружках и клубах различной направленности, как в стенах детского дома, так и вне его занимается 95% воспитанников детского дома. Воспитанники привлекаются к организации детского самоуправления. В творческих конкурсах, спортивных соревнованиях воспитанники показывают высокие результаты, завоевывая звания победителей и призеров.

В среде воспитанников проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, старшим, нежелание считаться с интересами окружающих. У некоторых из них слабо развита нравственная саморегуляция: отсутствует самокритичность, чувство долга и ответственность. Многие ребята имеют заниженную самооценку. Следовательно, в повседневной жизни в детском доме нашим воспитанникам необходимо прививать чувства взаимопонимания, сострадания и другие нравственные качества.

В настоящее время на организацию воспитательной деятельности отрицательно влияет и ряд внешних по отношению к детскому дому факторов. Так, широкое информационное поле (телевидение, радио, газеты, некоторые компьютерные игры) не является, как это было прежде, помощником педагогов в воспитании подрастающего поколения, оказывая негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей.

Необходимо активно и разносторонне приобщать воспитанников к истинной культуре, развивать художественно-эстетический вкус.  Особое внимание необходимо уделить патриотическому воспитанию.

Сегодня актуальность патриотического воспитания определяется тем, что наряду с заинтересованностью в познании проблем современного общества, воспитанники не испытывают гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны. Тревогу и озабоченность вызывает отсутствие у большинства ребят стремления служить в армии, незнание и, как следствие этого, нарушение гражданских прав и обязанностей. Хорошо известно, что гражданин Отечества  начинается с гражданина школы. Гражданские качества личности формируются там, где воспитанники вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы жизни учреждения, влиять на окружающую их социальную среду. Следовательно, задача педагогического коллектива – повысить требования к изучению и исполнению законодательства  Детского дома, всемерно утверждать в сознании воспитанников идеи гражданского патриотизма, гордости за свой дом, «малую» и «большую» Родину.

Общественная активность воспитанников, особенно мальчиков и юношей очень низкая  Им не хватает знаний, умений и навыков организаторской деятельности, установления деловых контактов, управления процессом общения. Отсутствие группы координаторов-педагогов ослабляет деятельность органа детского самоуправления «Росток», которому необходима помощь при выявлении затруднений в своей работе. В целях повышения роли детского самоуправления необходимо разработать программу обучения воспитанников коллективно-организаторской деятельности.

Эффективность воспитательной системы детского дома зависит от воспитателей, работающих на группах, их профессионального мастерства..

Для совершенствования воспитательной системы необходимо реализовывать в программе функционирования и развития детского дома следующие направления:

  1. Формирование духовно богатой, нравственной личности.
  2. Воспитание патриота и гражданина.
  3. Развитие опыта детского самоуправления.
  4. Повышение профессионального мастерства воспитателей.
  5. Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни и жизни в семье.

 

 

 

Обсуждение закрыто.

Top